«Территория РОСТа. Год четвертый» завершила работу

Опубликовано:
2019-04-22 15:54:00

21 апреля в Государственном русском драматическом театре им.Н.А.Бестужева завершила работу творческая лаборатория для детей и подростков «Территория РОСТа. Год четвертый». За два дня желающие смогли увидеть четыре разных эскиза спектаклей для подростковой аудитории «Мама, мне оторвало руку», «Воин», «Фото топлесс», «Дар моей невинности» и принять участие в последующих обсуждениях.

Проект «Территория РОСТа» проходит при поддержке Правительства Республики Бурятия и Министерства культуры Бурятии. Лаборатория уже традиционно была поделена на два этапа. Первый прошел с 15 по 17 апреля под руководством театроведа Александры Никитиной и режиссера Юлии Рыбаковой и был направлен преимущественно на педагогов школ, учреждений дополнительного образования, творческих объединений. Второй этап – на создание спектаклей, которые пополнят подростковый репертуар театра.

Для участия во втором этапе в Бурятию прилетели режиссеры: Елена Ненашева, Иван Комаров, Никита Бетехтин и Павел Данилов. Вместе с артистами театра Бестужева они работали над пьесами «Мама, мне оторвало руку» М.Конторович, «Воин» М.Огневой, «Фото топлесс» Н.Блок, «Дар моей невинности» И.Васьковской и Д.Уткиной.

20 апреля первым показал свой эскиз режиссер Иван Комаров «Мама, мне оторвало руку» Маши Конторович. Ему досталась непростая пьеса о взрослении, о поиске себя в этом мире, о чувстве тотального одиночества, которое охватывает молодого человека в этот сложный период. Показ прошел в декорационном цехе театра. В центре сюжета девочка Машка, у нее есть мама, бабушка, подруги, парни – но зрители видят их ее глазами. Режиссер гротескно изобразил каждого: мальчики и девочки, словно клоуны, мама – снежная королева. Девочка решается на крайние меры, чтобы быть замеченной, услышанной, чтобы сбежать из этого уродливого мира. «Но тот ли выход она нашла?» – вопрос повисает в воздухе, как гудок приближающегося поезда.

– Когда мы с артистами обсуждали пьесу, а мы все разного поколения, то поняли, что у всех такое было. И дело не в том, чтобы услышать друг друга, а вспомнить себя молодым, и тогда все будет проще. Ваше поколение крутое, мое поколение крутое, нет хорошего или плохого поколения, все это выдумки. Мы все крутые, и должны любить друг друга, – сказал на обсуждении Иван Комаров.

Следующим в этот же день показал свой эскиз Павел Данилов. «Воин» Марии Огневой. В постановке режиссера это история о том, как реальная война сорняком прорастает в жизни самых обычных ребят, изменяя сознание и становясь чем-то обыденным, даже игрой. Действие в спектакле происходит в 90-е годы во время Чеченской кампании в вымышленном военном поселке. Главный герой – школьник, трагично переживающий уход на войну старшего брата, безумие матери. Кроме того, его травят одноклассники: война между «поселковыми» и «кэпэпэшниками» идет не на шутку. Здесь история взросления, первой любви, ответственности за своих близких и свои поступки дополнена рефлексией о трагичных страницах истории России.

– Мне было важно понять, что происходит в формировании молодых людей, когда тема войны очень сильно влияет на психику, и дети начинают играть в «отрезание» голов, так как видят это по телевизору, – прокомментировал Павел Данилов.

Завершил день эскиз Елены Ненашевой «Фото топлесс» по пьесе Натальи Блок. Это история о том, какие последствия может иметь один необдуманный поступок. Артем и Кира нравятся друг другу, они находятся на том этапе взросления, когда начинают чувствовать, что симпатичны противоположному полу, когда ощущают в себе вибрации любви. Но друзья подбивают Артема, чтобы он попросил Киру прислать откровенную фотографию, и в результате совершают глупость. Девочка втравлена в некрасивую ситуацию. Спектакль дает возможность посмотреть, к чему может привести, казалось бы, безобидная просьба выслать фото, какие эмоции переживают подростки в этом возрасте, какую роль во всем этом играют друзья.

– Спектакль важен и нужен сегодня. Форма травли изменилась, но проблема осталась. И я задаю себе вопрос: «А в реальной жизни был бы такой счастливый конец?» Его надо показывать родителям и подросткам, которые в силу нехватки социального опыта не могут противостоять буллингу. Все мы знаем, выйти одному против большой социальной группы одноклассников, школы – это очень тяжело, – прокомментировал на обсуждении спектакль заместитель министра культуры Николай Емонаков.

21 апреля был показан последний эскиз – «Дар моей невинности» Никиты Бетехтина по пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной. Режиссер обозначил жанр, как «готический комикс». Перед зрителями было разыграно несколько коротких эпизодов из жизни Насти: тематическая вечеринка с друзьями, вечер с родителями, первая настоящая любовь, когда девушка просто теряет голову от охвативших ее чувств. Она хочет подарить себя другому человеку, но возникает масса сомнений и противоречивых эмоций.

– В спектакле звучит крутая мысль, которую озвучивает подросток, обращаясь к матери: «если я наполовину состою из твоих генов, значит, я наполовину бесполезная домохозяйка». Имей к себе претензию, твой ребенок – это наполовину ты, и ты должен быть ответственным за свое поведение здесь и сейчас. Имея свою жизнь, ты должен, как родитель, дать ориентир своему ребенку, стать для него крутым папой и крутой мамой. Наши дети будут лучше, чем мы, и мы за это ответственны, – обратился к зрителям Никита Бетехтин.

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.