Ушла из жизни народная артистка России Галина Шелкова

Опубликовано:
2021-11-08 16:30:00

Коллектив Государственного русского драматического театра имени Н.А. Бестужева с чувством глубокой утраты извещает о том, что вчера, 7 ноября 2021 года, на 82 году ушла из жизни народная артистка Российской Федерации, лауреат Государственной премии Бурятской ССР, член Союза Театральных деятелей России Галина Дмитриевна Шелкова.

Блистательная актриса, творческий, увлечённый любимым делом человек, она вписала немало ярких страниц в историю нашего театра, создала богатейшую галерею разноплановых, но всегда интересных образов – Анна в спектакле «Звезды на утреннем небе» по пьесе А. Галина, Бабка Феня в спектакле «По соседству мы живем С.Лобозерова, Сверчкова в «Жанне» А.Галина, Голда «Поминальная молитва» Г.Горина. За каждой из этих работ – высочайший профессионализм и безупречный художественный вкус, искренность, обаяние и, конечно, огромный талант и потрясающая работоспособность!

Можно без преувеличения сказать, что Галина Дмитриевна воплотила в жизнь женские образы многих исторических эпох – Надежду Крупскую («Первые Ласточки» Ш. Шагалиева), Мадлена («Кабала святош» М. Булгакова), Полину Андреевну и Шарлотту Ивановну («Чайка» и «Вишневый сад» А.П. Чехова), Марию («Смута» по трилогии А.Толстого), Анну Кеннеди («Мария Стюарт» Ф. Шиллера)… И этот перечень можно продолжать.

Пройден большой и сложный творческий путь длиной в 56 лет с удачами и взлетами! Со счастливой сценической судьбой!

– Невосполнимая утрата для культуры Бурятии! Более полувека народная артистка России Галина Дмитриевна Шелкова блистала на сцене Русского драматического театра. За эти годы ею сыграно множество ролей, ролей глубоких, выдающихся, запоминающихся, раскрывающих все грани ее таланта. Она была не только прекрасная, неподражаемая актриса, но и, как говорят ее коллеги, удивительный по широте души человек, добрый, отзывчивый, готовый в любую минуту прийти на помощь. Галина Дмитриевна – яркая страница в истории Русского драмтеатра и всей культуры! – говорится в соболезновании министра культуры Бурятии Соелмы Баяртуевны Дагаевой.

Родилась Галина Дмитриевна на берегу Волги в г.Кинешма, по окончании школы успела поработать ученицей на Трикотажной фабрике. Но детская увлеченность танцем еще в школьные годы помогла ей выйти на большую сцену настоящего театра. Она станцевала в спектакле «Дон Сезар де Базан» цыганские и испанские танцы и была принята во вспомогательный состав в качестве драматической актрисы театра имени А.Н.Островского в своем родном городе.

В Улан-Удэ она оказалась совершенно случайно в 1961 году, приняв приглашение режиссера Ивана Ивановича Проханова и, как оказалось, сделала свой профессиональный выбор на всю жизнь. Девушка родом из Ивановской области полюбила и приняла Бурятию всей душой.

Ее первые роли сразу привлекли внимание любителей театрального искусства. А все богатство артистических возможностей раскрылось в: Лауре («Девушка с кувшином» Лопе де Вега), в Аманде («День рождение Терезы» Г. Мдивани), в Зубаржат («Ночь лунного затмения» М. Карима), в Варюхе («Поднятая целина» М. Шолохова). Молодая актриса активно ввелась в репертуар, а потом уже поступила в Восточно-Сибирский государственный институт культуры на заочное отделение по специальности режиссура народных театров.

Первую высокую награду – медаль «За доблестный труд» и диплом Всероссийского фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения В.И.Ленина – за роль Варюхи в «Поднятой целине» М.Шолохова получила, будучи студенткой.

В 1972 году закончила полный курс Восточно-Сибирского государственного института культуры по специальности клубный руководитель самодеятельности театрального коллектива. В те годы помимо плотной занятости в театре Галина Дмитриевна вела очень большую общественную работу, была активисткой, депутатом Советского Райисполкома, награждалась почетными грамотами Бурятского ОБКОМа ВЛКС, ОБКОМа КПСС, ГОРКОМа, Министерства культуры.

В 1973 году Шелкова удостаивается почетного звания «Заслуженная артистка Бур.АССР», а спустя три года – почетного звания «Народная артистки Бур.АССР».

Ее творческий рост обнаружил большой ролевой диапазон, одаренность, умение ярко и запоминающе донести до зрителя идеи и мысли, исполняемых ее ролей: Алиман («Материнское поле» Ч.Айтматова 1977 год), Дженни Малина («Трехгрошовая опера» Б.Брехта 1974-1976  гг.), Нисса («Дурочка» Лопе де Вега 1978-1979 гг.).

Обладая большим сценическим мастерством, она в каждой работе удивляла непосредственностью и свежестью исполнения. И, в какой бы роли не видел ее зритель, будь то Леонора («Девушка с кувшином» Лопе де Вега), Мирра («В списках не значился» Б.Васильева 1973 -1975 гг.), Агния («Не все коту масленица» А.Островского 1976 год) – это женское обаяние, артистизм, изящество, вкус, чувство меры и правды.

Неоднократно за лучшую женскую роль сезона ей присуждались премии СТД Бурятии. Одухотворенность, романтичность, пластичность, умение раскрыть глубину человеческой мысли проявились в спектаклях «Валентин и Валентина» по пьесе М. Рощина (Валентина), в спектакле «Проснись и пой» Л. Дьярфаша (Карола).

В 1979 году актрисе было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР».

Галиной Шелковой созданы не просто яркие женские образы, они наделены характером, полны глубокого драматизма. Были среди них как экзотические иностранки, так и измученные бытовой неустроенностью и собственными комплексами современные героини в непритязательных отечественных комедиях. В спектакле «Искусство обольщать» по пьесе Ж. Пуаре в роли Софии проявились тонкий лиризм и искрометный юмор. А в роли Анхелины «Дикарь» А. Касона актриса удивляла сложным противоречивым характером свое героини испанки. В комедии «Пока она умирала» Н. Птушкиной она влюбляла зрителей в образ пожилой, больной, капризной женщины, и как умело справлялась с этой задачей!

Галина Дмитриевна Шелкова очень интересна и талантлива в классических пьесах. Она неподражаема в «Дядюшкином сне» Ф. Достоевского в роли Софьи Петровны. Каждое ее появление на сцене сопровождалось бурей аплодисментов и взрывом смеха. Комизм этой роли затейливо переплетался с трагической невозможностью этой дамы попасть в «высшее общество». А Бабушка в спектакле «Восемь любящих женщин» Робера Тома – очередное откровение в области женских судеб. Шарлота Ивановна в комедии А.Чехова «Вишневый сад» показательный пример того, как роль второго плана становится яркой, запоминающейся, глубокой, работающей на постижение чеховской драматургии. Актриса и пластикой, и ненавязчивым акцентом речи, и перепадами настроений – от зажигательной веселости до беспросветной тоски – создавала образ трагический по своей сути, очень живой и заставляющий зрителей о многом задуматься.

Актриса всегда вызывала интерес прессы как в Республике Бурятия, так и в других городах России на гастролях коллектива, подтверждением тому – статьи в журналах «Советская культура», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар».

Галина Шелкова принимала участие в Днях культуры Бурятии в Москве 1983 год, в юбилейном творческом отчете театра в г. Москве в 1988 году, в зарубежных гастролях (МНР) в 19990 году.

За плодотворную творческую деятельность и большой вклад в области театрального искусства была удостоена почетных наград Республики Бурятия и России. В 2000 году получила почетное звание «Народная артистка России». В 2006 г. за весомый вклад с искусство Бурятии, за популяризацию и пропаганду Русского театра за пределами республики, имя народной артистки России было внесено в книгу Почета Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия.

Своим творчеством Галина Шелкова доказала не шаблонность отношения к своему делу, к родному Русскому драматическому театру. Память о ней навсегда останется в наших сердцах. Она – мудрость, доброта, честность и преданность, человек высокой культуры! Коллектив театра глубоко скорбит и высказывает искренние соболезнования её родным и близким.

Гражданская панихида по народной артистке России Галине Дмитриевне Шелковой состоится 10 ноября. О месте прощания будет сообщено дополнительно.

В связи с эпидемиологической обстановкой, в этот скорбный день, просим вас не забывать о мерах безопасности и приходить на церемонию прощания в масках и перчатках, а также, соблюдать социальную дистанцию.

 

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.