«Когда все рассказы со сцены закончились». О спектакле Театра им. Н. Бестужева «Любовь людей»

Опубликовано:
2023-01-17 15:35:00

Почти год назад, в конце февраля 2022 года, в Театре им. Н.А. Бестужева восстановили спектакль «Любовь людей». До этого он с теми же артистами несколько лет шел в Молодежном художественном театре. Практически без изменений постановка продолжила жить на новой сцене, оставаясь востребованной и нужной зрителям.

Улан-Удэ – второй в России

Постановка по пьесе белорусского драматурга Дмитрия Богославского родилась в Улан-Удэ в 2012 году на I Российской экспериментальной лаборатории современной драматургии и молодой режиссуры «АРТэрия».

Режиссеру Павлу Зобнину тогда удалось сделать то, на что до этого решился только Театр им. Вл. Маяковского – предложить зрителю «черную и беспросветную» пьесу, которая в 2011 году вошла в шорт-лист конкурса «Евразия», стала открытием Фестиваля молодой драматургии «Любимовка», победила в интернет-голосовании «Конкурс конкурсов» Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» и в конкурсе «Действующие лица-2012».

С тех пор прошло почти одиннадцать лет. Для спектакля в ГРДТ им. Н. А. Бестужева построили новые декорации, разместив зрителей прямо на сцене. Близость к актерам, кажется, разрешает заглянуть в душу каждого героя.

Исполнители главных ролей остались те же – Алена Байбородина и Олег Петелин. На роль Лидии Федоровны была введена новая актриса – Надежда Разуваева, роль Чубасова исполнил Артур Шувалов, роль Ивана  – Аюр Доржиев. Остальной актерский состав остался без изменений.

«Это совершенно чудесная работа!»

- Я был на спектакле «Любовь людей» - это совершенно чудесная работа! В зале я вновь чувствовал, что не один, а есть общность эмоций, которые пробегают по мне и зрителям рядом так, что потом меня шатало. Вот для чего театр, понимаете? Спектакли-бродилки, которые в Улан-Удэ тоже есть, и иммерсивный театр, создающий эффект погружения - это самая актуальная сейчас модель театра, которая скрестилась с современным искусством. Теперь, когда все рассказы со сцены закончились, мы берем зрителя за руку и ведем его с нами. Но для меня рассказ по-прежнему остается идеальной формой. Наверное, потому, что я люблю скучное, занудное, психологическое искусство, – признавался известный драматург и сценарист Вячеслав Дурненков во время своей блестящей лекции в Театре им. Н. Бестужева в ноябре 2018 года. 

В этом спектакле-«рассказе» жители одной деревни попадают в настоящий круговорот страстей, отчаянно желая жить «нормально». Герои спектакля – простые, хорошие люди, каждый из которых по-своему переживает любовь. Но прекрасное, светлое чувство, будучи неразделенным, и обиженным, становится болью, кислотой, разъедающей души, мучительным, разрушающим человека состоянием. Кто-то молчит и терпит, кто-то слабеет и спивается, а кто-то бунтует и даже доходит до преступления. Драматург, отражая «кризис среднего возраста», обращаясь к поколению сорокалетних, повествует о деревенской жизни, не знающей полутонов. В результате, действие пьесы выстраивается по законам криминальной драмы: жена убивает пьющего, избивающего ее мужа, скрывает преступление, выходит замуж за хорошего парня, еще со школы ее любящего, но дух умершего не дает ей покоя.

- Спектакль идет на пределе нервов и эмоций. Для меня это актерское испытание, он предельно честный, идешь словно по лезвию ножа, на грани человеческих возможностей, любви и страсти, – говорит народный артист Бурятии Олег Петелин.

Заслуженная артистка Бурятии Алена Байбородина, играющая Люську со времен лаборатории «АРТэрия», признается, что очень любит этот спектакль:

- Он сделан с большой любовью и действительно о любви. В тексте есть слова, которые и сейчас, и вообще всегда очень актуальны: «Мне иногда кажется, что это все сон», «Хочется проснуться, очень-очень хочется. Ведь если ты совершишь какую-то ошибку, даже случайно, нечаянно, то не сможешь ее исправить, ее отпечаток будет с тобой навсегда».

Можно ли забыть о прошлом и спокойно жить дальше? Можно ли построить счастье на несчастье другого? Эмоции захлестывают героев: нежность сменяется агрессией, любовь – ненавистью. Можно ли назвать любовью взаимоотношения, где в клубок сплелись страсть, романтика, ненависть, боль, благодарность? И имеем ли мы право судить героев, решившихся на страшный поступок?

Самый верный способ отличить хороший спектакль от плохого

– Я обожаю этот спектакль, – добавляет Анастасия Турушева, играющая роль Насти с 2012 года. – Но он не о боли, темноте и чернушной деревне, хотя там все это есть. Он о любви. Говорят, в одну реку дважды не войти, но у нас получилось. Мы очень ждали момента, когда спектакль будет перенесен на нашу сцену Театра им. Н. Бестужева, для нас это стало долгожданным, ярким и нужным событием. Да, атмосферу, что была в Молодежном театре, не повторить полностью, но здесь, на нашей сцене, появилось что-то другое, не менее дорогое и важное.

- Самый верный способ отличить хороший спектакль от плохого – спросить себя по окончании или на следующий день — хотите вы испытать это еще раз? –  выразила свое мнение министр культуры Бурятии Соелма Дагаева. Искренность ответа и есть самый лучший оценщик.

Спектакль пройдет на сцене ГРДТ им. Н.А. Бестужева 20 и 21 января.

Текст: Диляра Батудаева
Фото: Александра Данилова

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.